Шаманизм

ШАМАНИЗМ , форма религии, или культ, центральной идеей которого является вера в  духов. Посредниками между людьми и духами являются Шаманы, которых избирают духи, делают людьми особого рода и обучают сами духи. Обязанность шаманов — охранять от бед своих соплеменников. Шаманы общаются с духами в состоянии транса. При этом дух-покровитель может сливаться с шаманом в единое целое; душа шамана может оставить тело и отправиться в иные миры в облике самого шамана или какого-либо духа- помощника. Считается, что помощь духов наделяет шаманов сверхъестественными силами, вследствие чего они способны предсказывать будущее, отвращать несчастья, находить пропажи, узнавать причины болезней, лечить больных и т. д.Важная обязанность шамана — провожать души умерших в загробный мир. 
Шаманизм возник в глубокой древности. Он сложился вскоре после того, как сформировалась вера в духов. Этнографические материалы представляют Шаманизм как религиозный культ, известный у разных народов Земли. 
Слово «шаман» вошло в мировую науку из языка эвенков через русский язык. Шаман  — согласно религиозным и мистическим верованиям шаманизма, человек, способный в состоянии транса общаться с ду́хами и душами умерших.
 
Особым историко-культурным явлением Шаманизм делают многие специфические черты. Для Шаманизма характерна вера в теснейшую связь шамана с его духами, который нередко представлялся в виде животного (птицы). Облик этого духа воспроизводила ритуальная одежда шамана. Облачившись в свой костюм, шаман сливался с духом-помощником, приобретал его свойства. Верования многих народов Сибири показывают, что возможности шамана ставились в прямую зависимость от того, какого из духов-животных мог воплотить в себе шаман. Со временем, когда число духов-покровителей (помощников) шамана стало увеличиваться, шаман стал обладателем разных костюмов; затем один и тот же костюм объединил в себе смешанные черты зверя-птицы. У многих народов главным священным предметом шамана был бубен; считалось, что без бубна достичь общения с духами нельзя. Древнейшая символика отражает понимание бубна как животного, кожей которого обтянут обод. С Шаманизмом связана и так называемая шаманская болезнь, проявлявшаяся, в частности, во временном расстройстве психики; человек убегал из дома, совершал нелепые для окружающих поступки. Эта болезнь была вызвана верой в похищение души избранного стать шаманом человека духами. Духи помещают его душу в ином мире в укромном месте. Потом избранника «пересотворяют». После чего шаман уже не принадлежит к числу обычных людей. В своих галлюцинациях будущий шаман переживал свое мучительное «пересотворение», постигал тайны иных миров. Духи- покровители водили его по царству духов и божеств, приобщая к миру высших существ, объясняли смысл увиденного, готовили к роли шамана. Болезненное состояние шамана, вызванное его верой в свое пребывание в мире духов, длилось порою несколько лет. 
Стать хорошим шаманом мог далеко не каждый, для этого требовались особые наклонности и способности: вера в свое избранничество, развитое воображение, хорошая память и многое другое, вплоть до поэтического дара и умения владеть гипнозом. Кроме того, шамана должен был признать коллектив, в противном случае его посредническая деятельность служителя культа оказывалась невозможной. Особые дарования шамана ярче всего проявлялись во время его общения с духами - при камлании. Шаман совершал обряд в ритуальном костюме под сопровождение бубна или другого музыкального инструмента. Наиболее часто проводились лечебные обряды, оказывавшие психотерапевтическое воздействие на пациента. У многих народов шаманских дар считался наследственным. Существуют и обряды посвящения в шаманы.
У разных народов мира Шаманизм имеет свои особенности, что позволило многим исследователям говорить о расплывчатом характере понятия Шаманизм. Для Шаманизма индейцев Северной Америки, например, были свойственны визионизм, важная ритуальная роль кристаллов и табака, проведение обряда в паровой бане («хижина для потения»); для шаманов индейцев Южной Америки типично применение галлюциногенов, совершенно неизвестное в шаманской практике много других народов, например Средней Азии и Казахстана. Во Вьетнаме одним из главных обрядовых атрибутов шамана были качели; раскачиваясь на них, шаман ощущал, что переносится в мир духов. У бурят, якутов, алтайцев и тувинцев архаический дуализм проявился в делении шаманов на «белых» и «черных». В течение многих последних столетий Шаманизм у широкого круга народов существует как пережиточный культ в рамках религий классовых обществ, в том числе мировых религий. Для этой стадии (формы) Шаманизма характерно восприятие идей и ритуальных особенностей развитых поздних религий. Вместе с тем и духовенство этих религий в ряде случаев усвоило в своей практике некоторые шаманские традиции. Исторически к Шаманизму  восходят многие явления, получившие развитие в позднейших религиях.

Статья:
Члена Ростовской Религиозной Шаманской Организации "Дух Дона"
Шамана-ремесленника

Усдарган Бору

Школа: Консультант: